Как воспитать послушного ребёнка? Стратегии для родителей.
Специалисты проводят различия между двумя дисциплинарными стратегиями: отрицательным подкреплением и наказанием. Обе стратегии связаны с негативом, но отрицательные подкрепление, как правило, подкрепляет избегание определённого поведения, а наказание обычно ослабляет определённое поведение.
Помните, как в детстве, когда вы обжигаете палец, холодная вода приносит немедленное снижение боли, устраняя неприятные ощущения. Если реакция приносит положительный результат - она имеет тенденцию повторяться. В следующий раз, когда вы обожжёте палец (негативный раздражитель), очень вероятно, что вы броситесь к ближайшему крану с водой. Это негативное подкрепление, у вас была подкреплена реакция избегание негативного раздражителя (это неприятно, но избежать боли можно).
Негативное подкрепление может быть эффективным, но его сложнее применять. Если использовать подкрепление, то лучше всего позитивное, тех моментов, где ребёнок стремится вести себя хорошо: хвалить за это, делать на этом акцент. Тогда у ребенка будет возникать желание вести себя так же хорошо, как и в момент положительного подкрепления.
Что касается наказания. Первый тип доступного наказания - это "наказание позволением". Оно рефлекторно по своей сути. Вы коснулись плиты, вашу рука тут же получила ожог, вы поняли, что это больно и научились к ней не прикасаться. Такой опыт обладает огромной силой. Исследования показывают, что дети лучше всего усваивают поведение, когда им позволено совершать свои собственные ошибки и ощущать их последствия. Безусловно, мы не имеем в виду те крайности, в результате которых ребёнок может пострадать. Но, если поступок ребёнка не повлечёт за собой серьёзных последствий, то лучше предоставить ему получить этот опыт. Это самый известных способов наказания.
Еще один способ наказания - это наказание лишением. Когда вы лишаете своего ребёнка чего-то для него желаемого в тот момент, когда он ведёт себя плохо. Не стоит это делать на пятый раз вашего обещания обязательно отнять телефон или его любимую игрушку. Лучше всего выполнять своё обещание сразу, иначе смысл вашего наказания теряется, ребёнок вам просто не поверит и продолжит вести себя так как ему хочется.
Любой тип наказания при правильном применении может привести к устойчивым изменениям в поведении ребёнка. Однако, чтобы это сработало правильно, необходимо следовать определённым принципам, поскольку наказание имеет несколько ограничений.
- Оно подавляет поведение но не устраняет знания ребёнка о том, как вести себя плохо.
-Само по себе наказание не даёт Практически никакого руководства. Если наказание не сопровождается никаким обучающим моментом, ребёнок не будет знать, как ему действовать правильно в данном случае.
- Наказание всегда вызывает негативные эмоции - обычно страх и гнев, и может вызвать такую обиду, что проблемой могут стать ваши взаимоотношения с ребёнком, а не его плохое поведение. Вы рискуете получить отрицательный результат или даже нанести ущерб вашей связи с ребёнком, если неправильно или часто применяйте наказание.
Наказание должно быть жёстким, но не жестоким. Негативное воздействие должно быть не размытым, а по-настоящему отрицательным, чтобы оно было эффективным. Наказание следует применять последовательно - всякий раз, когда нарушается правило. Именно поэтому горячая плита так быстро меняет поведение: каждый раз, когда вы прикладываете на неё свою руку, вы получаете ожог. То же самое относится к наказаниям. Чем больше исключений вы позволяете, тем труднее будет избавиться от поведения. Повторимся, об этом мы уже писали, последовательность следует проявлять не только изо дня в день, должно быть единство в этом между всеми, кто занимается с ребёнком: мама и папой, дедушка и бабушкой, няней и другими родственниками. Все должны вести себя одинаково как в отношении семейных правил, так и в отношении дисциплинарных последствий их нарушений. Наказание неприятно по определению, все стараются избежать их, и дети невероятно талантливы в своих избеганиях.
Наталья Москвитина, [30.09.2024 10:52] Не следует позволять ребёнку играть на противоречии взрослых, если вы хотите чтобы у него был нравственный внутренний стержень. Лучше договориться взрослым всем вместе действовать одинаково, тогда у ребёнка не будет возможности использовать ваши разногласия, чтобы избежать лишений. Наказание должно быть своевременным. Чем быстрее наказание следует за нарушением, тем быстрее происходит обучение. И ещё одно наказание осуществляют в атмосфере безопасности. Если дети чувствуют себя защищенными, даже при наличии суровой родительской коррекции, наказание имеет наиболее здоровый эффект. То есть если вы не кричите, не срывайтесь, но говорите ровным спокойным и уверенным тоном и делайте ровно то о чем вы сказали, ребёнок понимает, что вы не вышли из себя, что вы тот же самый родитель, который его любит, но который не будет нарушать правила и и не позволит это сделать ребёнку.
Чтобы наказание несло свою прямой функцию было эффективным, необходимо не забывать о том, что степень податливости возрастает тогда, когда ребёнок получает вариант логического обоснования вашего запрета. Оно содержит объяснение указаний последствий его нарушения. Вы можете использовать его, и когда правила уже нарушено. Важно делать это без оценок ребёнка: что он плохой, а констатировать факт и что из него последует.
Всем детям требуется правила, но каждый ребёнок индивидуален, поэтому следует знать внутреннюю и внешнюю эмоциональную почву своего ребёнка и соответствующим образом адаптировать свои дисциплинарные стратегии.